Твибокс опередил свое время - когда он появился он не стал особо востребованным ни на Западе, ни у нас. На Западе он довольно популярен сейчас, а у нас незаслуженно забыт с появлением ахмы, которая копирует синтаксис твибокса (так что желающим будет легко перейти туда или сюда), но к сожалению далеко не весь его функционал.
И именно о преимуществах и недостатках ахмы и твии в сравнении у нас и пойдет речь. Мнение мое личное, обе платформы я сам попробовал, на объективность не претендую.
1. История
Ахма позволяет вернуться на один шаг назад. Ну я думаю все знают, все часто пользуються этой особенностью и какие-то примеры не нужны Откройте любую игру на ахме.
Твибокс - лучше попробовать чем услышать, откройте например эту ссылку - http://pavlenko.biz/blud/frog/blud.html - нажмите на несколько ссылок, а потом понажимайте кнопки "Назад" и "Вперед" вашего браузера. Те самые которые вы обычно нажимаете в Интернетах чтобы вернуться на страницу назад.
Правда некоторые авторы могут счесть подобный подход к игре "читерством". Таким авторам стоит пойти в ахму. Хотя в твибоксе можно при желании все это убрать.
2. Сохранения
В примере выше, когда мы нажимали кнопки "Назад" и "Вперед" нашего браузера, вы уже могли заметить что ссылка меняется постоянно (к ней добавляются или пропадают какие-то какие-то символы). Ссылку можно в любой момент скопировать, и открыть в другом окне, продолжив с того же места. Можно начать играть на работе, потом перекинуть ссылку на мобильное устройство и поиграть в метро, и потом продолжить дома. Или можно легко прислать автору игры ссылку на параграф с багом, что очень полезно во время тестирования.
Также для авторов которые любят делать сериалы с продолжениями, у этого подхода есть интересная особенность - в конце первой части можно оставить игроку разные ссылки на продолжение в зависимости от того остался ли у него пистолет, жив ли Джон и т.д. И каждый игрок начнет вторую часть в правильных стартовых условиях вне зависимости от того когда она будет написана.
Что предлагает нам ахма? Один слот сохранений, который храниться непойми где, и переместить его если и можно, то лично мне неизвестно как.
В журнале ZX-Ревю, из которого я узнал о существовании текстовых игр писали - если игра не имеет возможности сохранения, закройте ее сразу, это плохая игра.
Правда некоторые авторы могут счесть наличие более чем одного слота сохранений "читерством". Таким авторам стоит пойти в ахму. Хотя еще раз повторюсь, в твибоксе можно при желания все это убрать, и сохраняться нельзя будет вообще.
3. Оформление
Стандартная тема в ахме выглядит прекрасно в любом браузере. Стандартная тема тви выглядит не так впечатляюще как и мои игры.
Но связано это исключительно с отсутсвием у меня чувства прекрасного на генетическом уровне. У Криса Климаса (создателя твибокса) судя по всему тоже с этим не все гладко.
Но, в ахме для оформления вы можете выбрать один из трех вариантов - черную тему, белую и сепия. Других вариантов нет, если и будут, то немного. Свободное оформление не соответствует идее "корпоративного стиля" ахмы.
Тви поддерживает все возможности html и css. Если вы не знаете что это такое - ваша игра может выглядеть как любая страница которую вы когда-либо видели в интернет. Сделать тему "как в ахме" можно (если знаешь как конечно) минут за 5.
Кроме того, благодаря тегу <html>...</html> любой хтмл код можно вставить в любой параграф, хоть в середину, хоть куда. Хотите синий текст на желтом фоне высотой в 79 пикселей прямо в середине строки? Мне не кажется это хорошей идеей, но сделать можно
Как мою игру про бумеранги из твибокса - http://pavlenko.biz/blud/boom/blud.html (надо покликать пару ссылок чтобы дойти до оформления)
интегрировали в ахму создатели ахмы (я выслал им исходники), можно посмотреть здесь - http://hyperbook.ru/file13501333555781
Не совсем тоже самое, как по мне.
В тви тема может быть сколь угодно сложной, и менять не только внешний вид игры, а и геймплей. Например, стандартной темой тви, которая входит в архив с платформой, является википедия - не очень удобно для игры, хотя для чего-то вроде "Хазарского словаря" Павича вполне подойдет.
Некоторым авторам не хочется чтоб их игра выделялась и как-то отличалась от остальных, а была насколько это возможно похожа на все остальные. Таким авторам стоит пойти в ахму.
4. Мультимедия и прочее
Ахма позволяет вставлять музыку, картинки и ролики с ютьюба. В тви надо вставлять хтмл код - тег img например, если кто знает о чем я говорю.
Вобщем на тви это все сделать немного сложнее, но возможностей больше - можно вставлять ролики не только с ютьюба, а и с ваших любымых порносайтов.
Зато игрокам не придеться мучаться с плеером ахмы в котором невозможно сделать звук погромче или потише и приходиться регулировать громкость на колонках.
В твибокс можно интегрировать любой плеер который вам бы хотелось (мне советовали jplayer но выбор на просторах интернета практически безграничен).
Так же можно выполнить и любой яваскрипт код - так что в тви есть и массивы (в том числе и многомерные), и объекты и прочее.
5. API
Те кто не знают что это такое могут смело переходить к следующему пункту
Информация о том как работает движок в тви - http://gimcrackd.com/etc/api/files/fx-js.html
Кстати к любому объекту можно получить доступ из игры, можно поменять метку или текст какого-то параграфа прямо в процессе выполнения, генерировать параграфы и так далее. Другое дело что документация на английском и обычно все это не нужно. Но если вдруг придется - движок тви позволяет делать практически, что угодно, если вы немного знаете яваскрипт.
Документацию если будет востребована можно перевести
Информация о API ахмы отсутствует.
6. Лицензия
Software is like sex: it's better when it's free
Твибокс абсолютно бесплатен (GNU GPL) - его исходные коды доступны любому желающему и вы можете форкнуть твибокс и сделать свой твибокс с блекджеком и встроенным медиаплеером. И вы можете менять хтмл файл с игрой как пожелаете.
Исходный код ахмы недоступен. Лицензия ахмы редактировать получившийся хтмл файл редактировать запрещает. Вроде есть возможность получения такого разрешения за деньги, но подробностей я не знаю, если кому интересно лучше спросить у представителей ахмы.
Лично мне не очень нравиться то, что мне запрещают редактировать файл с моей же игрой. Но многим это просто не нужно.
7. Поддержка
Пункт по которому ахма абсолютно впереди. Разработчик постоянно общается с сообществом и добавляет для авторов те фичи, которые не нарушают общекорпоративный вид игр, подсказывает что и как сделать, постоянно выходят какие-то статьи, новые версии программы.
По твибоксу информации на русском языке явно недостаточно, официальной поддержки от разработчика нет - Крис Климас давно забил на свой продукт, и разработку продолжают уже другие люди.
Разработка впрочем продолжается и новые версии выходят пусть и достаточно редко (последняя альфа была примерно полгода назад). Англоязычное комьюнити тоже достаточно активно.
Хотя твибокс позволяет делать все, что позволяет делать браузер, в отличии от ахмы, набор функций которой сильно ограничен. Так что отсутствие новых версий в сравнении с ахмой не такой уж и сильный минус.
По возможностям ахмы могу сказать следующее - из четырех моих игр на тви, исходники которых я выслал ахме, две они попросили переделать, потому что их движок не позволяет чего-то там, еще одну сделали не совсем так как она была в оригинале (пример есть выше), и только одну смогли нормально скомпилировать. Справедливости ради, должен отметить что из ахмы в твибокс тоже просто так не перенесешь, без изменений. Синтаксис очень похож, но платформы далеко не полностью совместимы.
Твибокс сделать позволяет больше, но немного сложнее и разбираться придется самостоятельно. Словом, если вы любите поклянчить фичи у разработчика, вам однозначно стоит пойти в ахму.
Еще одним плюсом ахмы являются деньги, которые на данный момент разработчики раздают каждый месяц. Правда для этого надо спамить вконтактики. Тем кто любит спамить вконтактики тоже стоит пойти в ахму.
Если же вы согласны потратить какое-то время на изучение платформы, ради того чтобы сделать ту игру, которую хочется именно вам, и которая выходит за рамки корпоративных рельс ахмы, то сайт тви тут - http://gimcrackd.com/etc/src/
Для русского языка стоит качать версию 1.7.1 которая требует питон и запускается из командной строки. Если вы не слишком продвинутый пользователь и не знаете английского, запустить у вас скорее всего ничо не получиться. Для таких как вы я создам еще одну тему чуть попозже, где мы напишем и скомпилируем короткую игру "Здравствуй мир!", откуда мы узнаем, как все на самом деле просто.
Неактивен
Я, конечно, ничего такого не хочу сказать, но чтобы хотя бы скомпилировать хтмл из консоли, пришлось править скрипт twee, потому что там изначально была ошибка: https://groups.google.com/d/topic/tweec … discussion
Отредактировано Cheshire (07.05.2013 13:17)
Неактивен
Понекропощу.
«воющие псы» были безо всяких проблем переведены на русский в Twine 1.3.5. Было даже получено удовольствие от процесса.
Неактивен