Forum.iFiction.Ru

iFiction.Ru · ifHub · FAQ · IFWiki · QSP · URQ · INSTEAD · AXMA

форум об interactive fiction, текстовых приключенческих играх и всём таком...

Вы не зашли.

4    1    #1
22.08.2018 16:55

Olegus t.Gl.
Участник (+1053, -249)
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 01.03.2001
Сообщений: 2879
Вебсайт

Статья gloomy "Обидеть художника легко"

gloomy написал:

Статья Петра Косых (gloomy). Оригинал тут: https://www.zerogate.tk/1HVhvrompfwLstJ … ника+легко



Обидеть художника легко

Все кто занимается творчеством, неизбежно сталкиваются с критикой. Очень часто бывает так, что критика в интернете принимает совсем уж токсичные формы. Если автор раним, это может сильно мешать творческому процессу. Что касается меня, то я всегда воспринимал критику болезненно. Но что хуже всего, я не мог понять мотивов критиков. Если вы, как и я, болезненно реагируете на критические отзывы -- эта статья для вас!

Есть несколько очевидных рассуждений. Во-первых, следует разделять троллей и адекватных людей. Цель тролля, просто вывести вас из себя, устроив провокацию. Против троллей нет оружия кроме игнорирования или ответного троллинга (если у вас полно свободного времени и желания этим заниматься). Но критика троллей не задевает (так как мотивы тролля -- очевидны), поэтому это самый простой случай -- просто игнорируйте.

Отбросив троллей, мы встречаемся с критикой как она есть. Прежде всего отмечу один важный аспект. Если критика задевает, значит она воспринимается вами личностно. То-есть, критика воспринимается как личный выпад против вас. Здесь следует остановиться. Большинство моих знакомых считает это бредом. Критика произведения никак не может распространяться на автора.

Я с этим не согласен и вот почему.

Одна из причин повышенной токсичности общения вообще и критики в частности состоит в том, что в наше время объект творчества это почти всегда товар. Тысячи фильмов, десятки тысяч игр, книг и других видов развлечений. Мир переполнен этим. Сам продукт уходит на второй план, а на первом месте оказываются маркетологи. Ведь их цель становиться более важной -- закоротить продукт (один из многих!) на целевую аудиторию. Без этого, товар никому не нужен. Поэтому сегодня за наше время, внимание и деньги сражаются армии маркетологов. Критика в этом смысле это одновременно и обратная связь для производителя (если фильм не окупается, будет сниматься другой фильм -- который окупится) и наша эмоциональная реакция на "спам". То-есть, токсичность отзывов -- это следствие пресыщения и информационной неврастении в современном капиталистическом обществе.

В этом случае, действительно, критика произведения "безличностна". Так как произведение-товар чаще всего создаётся по вполне прагматическим правилам и основная цель такого произведения -- получение прибыли.

Но в случае с авторскими работами, которые полностью независимы, это не работает! Действительно, единственным критерием авторской работы становится чувство вкуса, вдохновение и мастерство лично автора! И если ваша работа не нравится, то скорее всего критик не заметил в ней того, ради чего вы эту работу создавали. Это могло произойти по разным причинам.

Первая причина. Вы с критиком, как говорится, работаете на разных волнах. В этом случае критика действительно личностная, и это просто прямое столкновение с вашим мировосприятием. Сделать тут ничего нельзя, но понимать -- полезно. Более того, таких столкновений не будет только в одном случае -- если ваше произведение ни о чём. Вариант, когда вы сами не знаете того, о чём писали я не рассматриваю. Очевидно, это не произведение, а графоманство.

Другая причина -- вы настолько неумело сделали работу, что произведения не получилось. Откровенно говоря, я не верю в эту причину, хотя критики часто любят говорить, что критикуют именно исполнение, а не замысел. Даже ребёнок, хотя он рисует и неумело, но от души, вполне способен передать свой внутренний мир. В таком случае взрослый может сказать что-то вроде: "Ух ты! Какой уютный домик на лесной полянке! И небо голубое! А давай я помогу нарисовать тебе зайца?". Мне кажется, если произведение срезонировало, то огрехи реализации выходят на второй план. Конечно, на них нужно указать (и это самый полезный вид критики), но чаще всего я наблюдаю другую картину. Критику не нравится произведение в целом, а потом он начинает перечислять конкретные недостатки реализации, как обоснование своего вердикта.

Подводя итог, болезненность восприятия критики "художником" объясняется тем, что она воспринимается как выпад против его искренности и вкуса.

Итак, когда мы разобрались с основными мотивами критика и автора, легче определить свою реакцию на критику.

Критик своим отзывом намекает вам, что таких произведений, по его мнению, создавать не нужно. Если вы занимаетесь разработкой продукта, то вы должны следить за отзывами для того, чтобы максимально расширить целевую аудиторию. А вообще, эта статья не для вас. :)

Если же вы независимый разработчик и занимаетесь авторским творчеством, то полезно уяснить для себя следующие вещи:

  • Критик не считает, что задевает вас лично. В это сложно поверить, но это так. К сожалению, "художники" часто ранимы, а критики -- рациональны. Критика отзывается в "художнике" очень болезненно и сделать тут ничего нельзя. Но можно просто принять за аксиому -- критик думает что делает хорошо. Более того критики часто считают, что "пробить" автора может только резкая критика. Осознание этих фактов помогает перенести это всё более спокойно;
  • Очевидно, вам хотелось бы быть услышанным максимальным числом людей. Но вы должны честно ответить себе, для чего вы занимаетесь творчеством? Если для того, чтобы понравиться как можно большему числу людей, то вы создаёте "продукт". Тогда просто старайтесь удовлетворить вкус большинства. Но если вы создаёте произведения следуя своему вкусу и чувству прекрасного, то у вас остаётся не очень много вариантов действий. Вы можете либо подчиниться критике и свернуть свою деятельность, либо продолжить делать то, что вы делали!
  • Если вас беспокоит именно резкость критического отзыва в интернете, то задумайтесь о том, что при встрече с критиком в реальной жизни или в личной переписке, скорее всего вы бы общались совершенно нормально! К сожалению, интернет творит "чудеса".

Я много раз думал о том, чтобы просто бросить писать игры, в том числе после негативных отзывов. Но потом делал новые игры. Наверное, адекватное восприятие критики это такой навык, которому невозможно научиться. :)

В заключении этой статейки хочу передать большое спасибо всем тем, кто поддерживает "художников". Без художников мир был бы скучным местом...

Неактивен

1    1    #2
22.08.2018 17:34

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Не вопрос, насчет обсуждения, если оно будет протекать в конструктивном русле.

Но честно говоря, глядя на реакцию goraph, могу сказать что ничего хорошего из обсуждения не выйдет. По крайней мере мне ему сказать нечего.

Неактивен

1    0    #3
22.08.2018 17:37

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Wol4ik написал:

Есть в статье странное противопоставление коммерческой и некоммерческой ИЛ, первая в статье показана как нечто негативное само по себе, пусть и не всегда прямо, но ассоциации в тексте выстроены доходчивые. Это странно.

Статья авторская, то-есть -- субъективная.
Я не сказал, что коммерческая ИЛ это что-то негативное само по себе. Я сказал, что людям, которые пишут коммерческую ИЛ проще реагировать адекватно на критику, так как эта критика --  обратная связь. И есть четкие критерии принимать ее или нет.

Неактивен

0    0    #4
22.08.2018 17:59

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Ну вот пример.
Написал автор игру - 2d шутер. Игру раскритиковали.

Вариант 1 -- игра для продажи. Автор изучает рынок, понимает, что шутеры уже как жанр полностью выжаты. Он может улучшить шутер, чтоб удовлетворить критику большинства. Может начать писать другую игру.

Вариант 2 -- любитель сделал шутер для души. Каждый пиксель там нарисовал, сделал уровни сложные (чтоб самого перло!). Как ему реагировать на критику, если он собственно сделал то, что собирался? Да, шутеры не в моде. Да, в его игру не будут играть массово. Но он сделал то. что хотел. Нигде в статье я не писал, что критик неправ! Я говорил о  том, как автору к этому относиться. Если ты знаешь, зачем делаешь то что делаешь, то вариантов у тебя два: или бросать или .. пытаться меньше реагировать.

Неактивен

2    0    #5
22.08.2018 18:08

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

goraph написал:

На мой взгляд, есть единственная адекватная реакция автора на критику - это писать лучше.

Конечно. Только вот вопрос то в том, что значит "лучше"? Должен ли автор безоговорочно верить критику? Должен ли автор руководствоваться какими-то другими соображениями, чтобы стало "лучше"?

Неактивен

2    0    #6
22.08.2018 19:07

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Я внимательно прочитал ваши ответы. Несколько раз. И понял две вещи.
1) Вы связываете статью с конкретной игрой. Но сам я ее не связываю так тесно.  Олегус перед этим мне писал личное письмо с отзывом. Я адекватно его воспринял. Если хотите, мой ответ можно опубликовать. Я не против. smile

2) Вы явно или неявно сводите вопрос к чсв. Оправдываться в чсв не буду, это решать не мне. Я сто раз называл свои игры трешем, чем обидел v.v.b, поэтому сейчас я вообще не оцениваю их никак. Но статья не об этом!

Да, критику можно и нужно использовать.  Но что касается общей концепции-- тут у автора должны быть развязаны руки.
Критика Олегуса в данном случае это критика именно концепции. И это абсолютно нормально! С чего вы решили, что статья затыкает кому то рот? Вопрос, как воспринимать это автору? То есть моя статья, попытка размышления на тему природы творчества. В целях приобретения защитного механизма. Возможно, это странно выглядит. Но я допускаю, что я не один такой. Поэтому написал, как я считал, позитивную статью.

Короче. Статья написана для таких же мнительных авторов, а не для критиков!

Почему я написал ее в ветке про Марс? Да потому что именно этот отзыв снова дал мне пишу для размышлений. А отвечать на критику мне не хотелось, хотя есть некоторые забавные ответы, конкретно по щелям в пещере, например. Но я уже просто боюсь тут что то писать. Честно.smile

Неактивен

1    1    #7
22.08.2018 20:04

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Я щас потребил пивка, поэтому я все-таки опубликую ответ Олегусу, посланный 19го числа. Вы легко можете увидеть, что статья -- это развитие идей этого ответа.
Нафига я это делаю? Да кто ж его знает. smile Надеюсь, мнительность горафа будет развеяна... Хотя вряд ли smile Но после этого всего, я больше сюда боюсь ходить. smile Лучше вернусь в другие среды обитания.

P.S. еще раз! Токсичные критики -- это НЕ ПРО ОЛЕГУСА! А так, думайте что хотите. smile

===

Привет! Спасибо за отзыв. Я сначала думал, что стоит ответить педантично на некоторые пункты. Например, про фонарь. Когда ты в темноте, то если осмотреться, то упоминается шлем. Ну и там другие моменты, но понял, что это вторично. Часть замечаний объективные недоработки, но, опять же повторюсь, это вторично.

Игра не понравилась, и это главное. Детали уже просто дополняют вывод.

Конечно, мне жаль. smile Хочется понравиться всем, но это утопия. Я сделал то, что хотел. Может, плохо. Сложно оценивать самого себя, но я делал руководствуясь своим вкусом. Это фактически визуальная новелла в форме парсера. Может быть, даже coya. Я сделал игру такой осмысленно. И мне самому искренне (субъективно) нравится результат.

Поток теплых отзывов не прекращается до сих пор, поэтому я думаю, что игра все же удалась. По крайней мере я вижу, что то, что я в нее заложил, люди воспринимают. Большинство прошедших никогда не играли в парсеры.

В любом случае, мне сложно писать игру руководствуясь какими то соображениями, кроме ощущения того, что я делаю правильно. А в этой игре это чувство было. 

Прошу прощения, что не оправдал твоих надежд. Но что тут поделать?

Отредактировано gloomy (22.08.2018 20:10)

Неактивен

3    2    #8
22.08.2018 20:45

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

О, я понял, что могу развить тему. Наверное это вот уже просто 100% "разоблачение". Конкретней раскрыть мысль я уже не смогу.

Есть две разные ситуации. Ситуация, когда ЧСВ зашкаливает. В этом случае, автору вообще плевать на критику. Внешне, он может как то проявлять себя, но внутренне -- человеку пофиг. Ведь ЧСВ же! Он знает -- что прав. Может быть, критика и будет ОБИЖАТЬ (меня то за что?). Но НЕ РАНИТЬ.

Другая ситуация. Человека дико ранит критика ИМЕННО ПОТОМУ, что он неуверен в себе, в своем творчестве. А это именно та ситуация, которая сопровождает "нежных авторов".  И автор находится между двух огней. С одной стороны - вдохновение диктует одно. С другой - критики убеждают в обратном. Что выбрать? Моя статья о том, что выбирать следует вдохновение! Я так для себя это решил. По другому, я бы не написал ни строчки. Вы знаете, что почти все, что я делал в ифне -- критиковалось этой самой ифней вдоль и поперёк. Так вот, по моим наблюдением, БОЛЬШИНСТВО (ну хорошо, ощутимое количество) авторов -- ранимы и относятся ко 2й группе! Это моё личное наблюдение.

А если говорить конкретно про Марс, то да -- мне повезло. Я получил отзывов на 5 игр вперед. Теперь представим себе, что если бы я НЕ УХОДИЛ с этого ресурса, а руководствовался бы отзывами сугубо из ifiction? Я думаю, я бы просто бросил писать (возможно, к радости некоторых обитателей smile. Возможно, я ещё это сделаю, так что не расходимся. smile

Так вот, критики, не запрещайте мне изобретать "лекарство" для ранимых авторов. smile

Есть вопросы из зала?

Неактивен

2    1    #9
22.08.2018 21:29

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Ох, объем текста поражает.  Честно, я не совсем понял, какое отношение большая часть текста имеет к моей статье. Очень много оценочных суждений, с которыми я не согласен. Но отвечать на все - нет возможности, извини. Несколько вещей, самых острых:


>  Не надо возводить в ранг системной проблемы особенности вашей психики.

Мой жизненный опыт говорит, что это не только особенности моей психики. А моя психика, не настолько уникальна. wink

>  но это только до тех пор, пока вы не начинаете в обвиняющем тоне осуществлять критиканство критики, особенно с попытками уничижения,

В моей статье НЕТ обвинений.

>  то есть как раз и заняты тем, что прогибаетесь и подстраиваетесь

Я делаю такие игры в которые сам бы играл, так что проигбы и подстройки - твои домыслы.

> Ну и да, я тоже в большинстве абзацев писал о ситуации в целом, так что не надо воспринимать только в контексте сегодняшних событий и их действующих лиц.

Хорошо. Не буду. smile

Отредактировано gloomy (22.08.2018 21:31)

Неактивен

2    3    #10
22.08.2018 21:35

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

> Счас опять ты пишешь тоже самое - меня раскритиковали, мне это не нравится, "я больше сюда боюсь ходить. smile Лучше вернусь в другие среды обитания."

Да нет, это реакция не на критику, а на прямое хамство с твоей стороны. smile  Боюсь, да. Недаекватной реакции от тебя.

> Пожалуй нет, моя мнительность не будет развеяна, простите.

Я же говорил.

> Лично я не заключаю сделок с шантажистами. Твоё поведение, повторюсь, считаю аморальным. Мой отзыв на "Другой Марс" конечно недостаточно токсичный, но как знать, может в следующий раз у меня лучше получится. Если ты уйдёшь - так тому и быть. Но реакция на шантаж может быть только одна - не реагировать. Как бы это ни было сложно.

Ну, хорошо. smile

Неактивен

2    3    #11
22.08.2018 21:44

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Вообще, твое последнее сообщение это сплошные передергивания. Хоть на цитаты растаскивай. Как то прям корежит тебя. Я наверное не буду с тобой больше общаться в такой манере, это попадает под 1й вариант -- троллинг. Прости, если что не так...

Неактивен

1    1    #12
22.08.2018 22:01

gloomy
Модератор (+277, -67)
Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщений: 427

http://instead.hugeping.ru

Re: Статья gloomy "Обидеть художника легко"

Ладно, ребят. Я потратил много времени впустую. Не думал, что статья вызовет такой резонанс. smile

Но я хочу просто заниматься своим делом, поэтому попробую поменьше тратить время на пустые флеймообразующие разговоры. Так что ответов от меня в этой ветке здесь, скорее всего, не будет.

Свою позицию я максимально широко раскрыл тут:

https://forum.ifiction.ru/viewtopic.php … 174#p37174
https://forum.ifiction.ru/viewtopic.php … 176#p37176
https://forum.ifiction.ru/viewtopic.php … 177#p37177

Добавить мне уже нечего. Есть статья. Есть комментарии. Каждый пусть делает выводы сам.

Неактивен

Powered by PunBB
© copyright 2001–2024 iFiction.Ru