Есть идея собрать в этой теме рекомендации по применению авторами элементов типографики в своих текстах, приёмы, связанные с улучшением «читабельности» текста, а также некоторые пожелания по стилю написания, связанные с повышением визуального качества текстов (соблюдение правил орфографии и пунктуации подразумевается как само собой разумеющееся).
Конечная цель этого – сделать авторские тексты более «литературными» и единообразными с точки зрения восприятия читателями.
Эти рекомендации можно будет потом опубликовать в виде отдельного документа, обязательного рекомендованного для использования всеми авторами.
Неактивен
Начну с малого и понятного всем.
1. Есть тире, а есть дефис и их путать не надо.
Дефис – орфографический знак. Подробнее об его использовании можно почитать здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дефис Минус пишется также, как и дефис, но используется только в математических выражениях.
Тире – пунктуационный знак. Подробнее о нём: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тире В русском языке тире используется одного вида, оно заметно длиннее дефиса и отбивается пробелами с двух сторон. В редакторе ASM тире вставляется как последовательность двух дефисов "--".
2. Кавычки.
В русском языке в основном используются т. н. «ёлочки», а для кавычек внутри кавычек – „лапки“. Не стоит использовать непарные "программистские" кавычки. Они делают текст менее красивым, более сухим, «техническим».
В ASM для вставки кавычек-«ёлочек» есть специальная кнопка. Подробнее о кавычках и способах их вставки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кавычки
UPD. Не стоит вставлять кавычки внутрь ссылок, правильнее обрамлять кавычками ссылки снаружи. Вот так хорошо: «[[ссылка]]», а так не очень: [[«ссылка»]].
3. Буква Ё.
Да, в русском языке есть такая буква. И она во всём отличается от буквы Е, кроме похожего написания. Не стоит придерживаться «кроссвордного» стиля, заменяя Ё на Е. В этом случае Ёжики превращаются в Ежиков, Ёлки – в Елки, а кремлЁвские и рублЁвские деликатесы, в кремлЕвские и рублЕвские. Да и визуально текст без Ё сильно проигрывает.
Скорее всего, многие просто не знают, как набрать букву Ё на клавиатуре. В стандартной pc-клавиатуре для неё есть отдельная кнопка, которая находится в левом-верхнем углу, сразу под кнопкой Esc. Но не забудьте предварительно переключиться на русскую раскладку.
Заглавная Ё вводится, как и другие буквы, с зажатой клавишей Shift.
В iOS (iPhone, iPad, iPod Touch) буква Ё вводится путём недолгого удержания пальца на клавише Е, также как и в OS X последних версий.
4. Пробелы около знаков препинания.
Между предложениями всегда должен быть пробел! Обязательно вставляйте его после точки, многоточия, восклицательного или вопросительного знака. Также пробел обязателен после всех знаков препинания внутри предложения: запятой, точки с запятой. При этом нельзя ставить пробел перед знаком препинания.
Вот так писать нельзя:Вышел солдат со службы ,идёт и думает:"Служил я царю 25 лет,а не выслужил и двадцати пяти реп , и никакой на рукаве нашивки нет!"Видит- идет ему навстречу старик.
Пишите в эту тему, добавляйте то, что Вам покажется важным.
Неактивен
Начинать писать правильную орфографию лучше с предварительной настройки своей клавиатуры:
Раскладка Бирмана для Windows: http://ilyabirman.ru/projects/typography-layout/
Инструкции по её включению в Ubuntu (в которой, сюрприз-сюрприз, эта раскладка идёт из коробки): http://www.slovomania.ru/dnevnik/2010/0 … -in-linux/
Неактивен
Числа пишите прописью. Например, вместо: «Служил я царю 25 лет...» Нужно: «Служил я царю двадцать пять лет...»
В русском языке для этого имеется такая часть речи, как имя числительное: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0% … 0%BE%D0%B5
Цифры нужно использовать лишь в случае передачи оригинальных текстов, составленных персонажами произведения:
На крышке люка было нацарапано:
4 8 15 16 23 42
При этом сам оригинальный текст нужно писать с нового абзаца и обязательно выделить (обычно используется курсив).
Неактивен
Потому что в интернете её мало пишут и глаз отвыкает. Но свой язык надо уважать.
Неактивен
Ещё пять копеек про скобки. Хотя это и должно быть очевидно.
После открывающейся скобки "(" и перед закрывающейся скобкой ")" пробелов быть не должно! Исключение – код программы, где это допускается для вложенных скобок.
Неактивен
DoubleDragon написал:
Потому что в интернете её мало пишут и глаз отвыкает. Но свой язык надо уважать.
Ее не только в интернете мало пишут. Согласно правилам русского языка, ее обязательно использовать лишь в некоторых случаях.
Неактивен
Наш последний или предпоследний? министр образования её вообще хотел убрать. И действительно с ней одни проблемы Можно все гласные убрать. И текст короче, и экономия на краске в газетах. Как говорится, пес с ними!
А если серьёзно, я говорю про уважение к читателям; кого же кроме них автору ещё уважать? Не министров же. Некоторые слова действительно сложнее воспринимаются без Ё. Вот написал сейчас её и понял, что ведь это самая русская буква
Неактивен
Мы тут как бы игры делаем, а не книги пишем, а для их ЦА отсутствие буквы, которой у меня даже нет на клаве коммуникатора, не вызовет трудностей при чтении.
Неактивен
Конечно, каждый сам для себя решает, как, что и для кого он делает. А каждый игрок/читатель имеет своё мнение по каждой работе.
Неактивен
Flash написал:
Мы тут как бы игры делаем, а не книги пишем, а для их ЦА отсутствие буквы, которой у меня даже нет на клаве коммуникатора, не вызовет трудностей при чтении.
А слабовидящих/незрячих людей мы не исключили из целевой аудитории текстовых игр? Им, насколько я знаю, текст с экрана читает программа. Хотя, может, эти программы тоже легко справляются с отсутствием ё.
Неактивен
Не справляются. Попробуйте наш сервис онлайн-озвучки "Озвучь книгу".
Художественные произведения должны иметь стандартную типографику как для книг.
Если кто не считает текстовые игры художественными произведениями -- я не виноват.
UPD. Сегодня же пятница. Можно пофлеймить на эту благодатную тему
Неактивен
Дракон, ты наговариваешь на ваш замечательный сервис! Милена отлично справилась! Я думал будет что-то в церковно-славянском стиле "братья и сестры", но нет: http://www.ozvuch.ru/mp3/1351862746-245.mp3
Неактивен
Просто там специальные словари загружены. Но они не покрывают и 60% случаев, насколько я понимаю.
Неактивен
Уважаемые авторы! Алёна и Милена просят вас не игнорировать седьмую букву русского алфавита!
(Модератор дозволил невозбранно флеймить, налетай!)
Отредактировано Morych (02.11.2012 17:40)
Неактивен
Morych написал:
Flash написал:
Мы тут как бы игры делаем, а не книги пишем, а для их ЦА отсутствие буквы, которой у меня даже нет на клаве коммуникатора, не вызовет трудностей при чтении.
А слабовидящих/незрячих людей мы не исключили из целевой аудитории текстовых игр? Им, насколько я знаю, текст с экрана читает программа. Хотя, может, эти программы тоже легко справляются с отсутствием ё.
А как они будут по ссылкам кликать? В игре, которую я сейчас делаю, их много внутри текста.
Неактивен
Думаю, кликают они при помощи спец софта, который сообщает, когда читает ссылку, а также сообщает текущее положение мыши.
Но вот ещё довод в защиту ё. Текст с ё более универсален. Его запросто можно преобразовать в текст без ё. А вот обратное преобразование программно уже не выполнишь.
Кстати, а будут ли рекомендации по поводу единообразного оформления действий в играх? Например такие: все действия для данной локации перечисляются каждое с нового абзаца, с заглавной буквы, выровнены по левому краю, без форматирования, точки после действий не ставятся.
Неактивен
Кстати, а будут ли рекомендации по поводу единообразного оформления действий в играх? Например такие: все действия для данной локации перечисляются каждое с нового абзаца, с заглавной буквы, выровнены по левому краю, без форматирования, точки после действий не ставятся.
Да, хотелось бы их иметь. Опять же, не хочется никого ни к чему подталкивать, лучше, если авторы сами будут формулировать такие правила и делиться ими с другими.
Неактивен
Morych написал:
Думаю, кликают они при помощи спец софта, который сообщает, когда читает ссылку, а также сообщает текущее положение мыши.
Это что-то на уровне фантастики уже. Если никакие экранные лупы и прочие средства не помогут нормально играть слабовидящему, то тут только благодаря чьей-то помощи они смогут нормально играть.
Неактивен
Это что-то на уровне фантастики уже. Если никакие экранные лупы и прочие средства не помогут нормально играть слабовидящему, то тут только благодаря чьей-то помощи они смогут нормально играть.
Вовсе не фантастика. Незрячие прекрасно играют в текстовые игры (а также пишут их, например, на урке) и лазают по интернету без посторонней помощи. В фильме "Get Lamp", кстати, был интересный эпизод как незрячий проходит парсерную игру В менюшные (там, где текст выводится как текст, а не картинка) они играют так же бодро. Программы экранного доступа (JAWS, NVDA и т.п.) сейчас много чего умеют.
Отредактировано Евг (03.11.2012 23:29)
Неактивен
Если музыка или звуки, выводимые средствами asm, играют какую-то роль в сюжете игры, обязательно упомяните в тексте, что именно слышит персонаж в данный момент. Иначе игрок по разным причинам может недополучить ключевую информацию.
Неактивен
Мне подсказали, что где-то в интернетах есть книга "Синтаксис и пунктуация для корректоров и редакторов".
Сам не нашёл. Кто видел? Кто знает?
Неактивен
Почитал опубликованные в Библиотеке истории, и оказалось, что очень и очень редкий автор читал эту тему... Пичалька.
Неактивен
Morych написал:
Почитал опубликованные в Библиотеке истории, и оказалось, что очень и очень редкий автор читал эту тему... Пичалька.
Да читали эту тему, читали. Только творческий процесс с вычиткой и редактурой несовместим. Моя, к примеру, муза сразу чемоданы собирает, и фьють - на юга. В отпуск, ага. Жаль, не в декретный...
Надо как-то разделить обязанности, как, например, вот тут: http://forum.amahrov.ru/
Автор выдаёт продукт на гора, читатели ловят блох ищут ошибки.
Все получают своё удовольствие.
Неактивен
Да, всё забываю написать об этом. Не стоит ставить точку в конце названия истории или имени автора (параграфы StoryTitle и StoryAuthor соответственно). Она там ни к чему. Такая работа, опубликованная в библиотеке, выглядет несколько неряшлево, по сравнению с другими.
Неактивен
Да, в базе не проблема. Но править авторский html файл как-то не хочется, может там какая задумка есть. А в базе таки да, придётся по живому рубить.
Неактивен
Ну при чём тут база? Автоматическая проверка должна происходить, самое позднее, на этапе отправки игры - там, где у вас сейчас проверяются "слишком большие медиафайлы". Если запретите ставить точку, то такая игра не пройдёт проверку и автор будет уведомлен о причине. Исправит у себя и перезальёт. А если не хочется ограничивать авторов, то и базу нечего трогать.
Отредактировано Nex (19.11.2012 09:51)
Неактивен
Нашел в интернете "Руский езыг и как на ём говорят" блог корректоров.
Там есть весьма интересный раздел: "Полезные ресурсы и файлы для скачивания".
Отредактировано kerber (26.11.2012 23:11)
Неактивен
Хорошее пособие для начинающих и не очень авторов.
Нора Галь. Слово живое и мертвое: от "Маленького принца" до "Корабля дураков"
http://lib.ru/TRANSLATORS/NORA_GAL/slowo.txt
Неактивен
Огромное спасибо за тему.
Внесу свои заметки:
http://rosental-book.ru/ - Правила письма. Электронная версия книги Дитмара Эльяшевича Розенталя "Справочник по правописанию и стилистике", изданной ИК "Комплект" в 1997 году. Это если вы не ходили на блог корректоров.
Насчёт типографики:
Вероятно, вы сталкивались с установкой «правильных» или „правильных“ кавычек в ворде и др. приложениях.
Дефисы, тире и т.д.(а ведь их там более 8 видов). Возможно вы знаете уже наизусть, как ставить правильную чёрточку.
Недавно, при поиске методов оформления текста, введения символов с зажатым alt (тире, дефисов и др.) обнаружил, что Майкрософт вполне бесплатно предлагает утилиту, с помощью которой имеется возможность запрограммировать/перепрограммировать некоторые нажатия клавиш и их сочетаний на свой лад.
Возможно вам будет интересным назначить разнообразные скобки и кавычки на что-то более удобное, плюс более правильное.
«Слово „упал“ ― не совсем верно описывает ситуацию» подумал я.
Так, мне показалось удобным отсутствие необходимости помнить как вводить „“«»― и ₽€[].
Microsoft Keyboard Layout Creator
И вот тут поджидала проблема...
Выяснилось, поэтому предупрежу о возможном конфликте:
В Windows – Axma игнорирует факт того что вместе с Ctrl были зажаты еще и Shift и/или Alt.
Плюс ко всему, программа не различает левый и правый Alt.
Правый Alt? Тот, который должен работать как комбинация Alt+Ctrl. Программа расценивает её как Ctrl.
Программа понимает лишь то, что Ctrl нажат, а с чем её не особо волнует.
Отредактировано Rubber (13.07.2016 21:27)
Неактивен