Между этими двумя понятиями есть существенная разница. Разница эта - в объеме действий играющего, в степени его влияния на ход игры и т.п.
То есть интерактивная книга - это все-таки книга. Есть ветвление сюжета, альтернативные концовки и прочие атрибуты игр, но книга остается книгой. Ее главная цель развернуть перед, здесь уже не игроком, а читателем, некий связный и последовательный сюжет, лишь изредка давая ему возможность в узловых местах повествования менять канву. Человек в данном случае сидит перед экраном, как перед книгой, наслаждаясь именно литературным содержимым. И это содержимое должно быть отточено и отшлифовано до предела.
Текстовая игра - это нечто совсем другое. Здесь главная цель - позволить игроку погрузиться в некий мир, дав ему свободу действий. Сюжет может стоять на месте (Внимание, всем замереть. Игрок исследует мир!), либо развиваться в совершенно другом направлении. Фабула, цель или суть игры не столь важны и могут быть размыты до полной неопределенности. Здесь главное - процесс и ничего более.
Игра - это та альтернатива жизни, которая позволяет почувствовать себя самого в совершенно другом качестве. Но для этого нужно прилагать усилия, ибо действие будет таким, каким игрок его создаст. Автор игры и должен ставить целью обеспечить такой процесс.
Книга же - это прежде всего вполне определенное повествование, автор которого желает, в первую очередь показать что-то свое, не допуская значительного искажения этого со стороны читателя, какими-либо действиями, нарушающими общую суть.
И так далее в том же ключе...
Немного сумбурно, но я давно не писал сочинений.
Неактивен
Т.е. ты хочешь сказать, что текстовая игра в твоём понимании не есть интерактивная книга? Но если следовать твоим мыслям, то это вроде одно и тоже, а исследование мира, которое используется как главный аргумент разделения, само по себе тоже входит в сюжет.
Неактивен
Книга, по определению, - это, в первую очередь, самовыражение автора, которое реализуется через заложенный в произведение сюжет, характер и динамику его развития. Предоставляя книгу читателю, автор преподносит ему сюжет и его развитие, согласно своим представлениям об этом.
В игре же самовыражение автора реализуется лишь через костяк сюжетной линии, и ту обстановку, которая окружает игрока. Дальнейшее развитие действия и характер этого развития целиком зависят от игрока. ИГРОК ФОРМИРУЕТ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА, а не автор.
Неактивен
Упс... Игрок не формирует развитие сюжета, он лишь следует сюжету вложенному автором игры.
Неактивен
Итак, СЮЖЕТ: "Дракон-насильник похитил принцессу. Ваша задача спасти ее."
Развитие №1: "Накачавшись в округе на разном зверье, вломиться во дворец дракона и оторвать ему яйца!" (герой - варвар).
Развитие №2: "Набрав команду разноплановых бойцов, двинуться под молебны к стенам замка, и забрать принцессу, напугав и слегка покалечив дракона с помощью всей этой оравы" (герой - палладин).
Развитие №3: "Найдя таинственное заклинание, отправиться в прошлое и заложить во дворце дракона стотонную мину. Вернуться в настоящее, поискать среди опутанных кишками дракона башен замка принцессу - авось выжила." (герой - колдун-пиротехник).
Так вот это - игра.
Книга по этому сюжету рассказала бы нам о процессе спасения принцессы, более связно, сюжет развивался текуче, без рывков и бесцельных шатаний героя от кормушки до избушки. Книга показала бы позицию автора в этом вопросе и именно его пути решения возникающих в процессе повествования проблем. КНИГА - ЭТО ИГРА АВТОРА, ИГРА ЕГО УМА, ФАНТАЗИЙ И ЗНАНИЙ. Читатель здесь - лишь наблюдатель.
Неактивен
Есть несколько замечаний:
Есть игры, в которых важен именно сюжет. Например серия Final Fantasy, а из IF - babel. НО! Отклонения от сюжета вполне допустимы. Вариант, описанный Olegus'ом, скорее всего тоже попадает под это определение. Т.е. сюда относятся все игры с четким сюжетом, прописанным автором. Пусть даже допускающим ветвления и несколько концовок.
Второй вид игр, это игры, где на первое место ставится игровой мир. Этот мир самодостаточен и без сюжета, хотя сюжет должен присутствовать. Здесь главное моделирование мира, свойств предметов, его составляющих, создание атмосферы не путем литературного описания сюжета, а путем описания именно окружающего игрока мира.
Это деление более свойственно RPGшкам, но мне кажется, что и IF игры вполне под него умещаются. Только я что-то не могу с ходу припомнить ни одну игру, полностью относящуюся ко второму типу. Хотя некоторые (например zork) подходили к нему достаточно близко.
Неактивен
Olegus прав.
Чем дальше тем больше мы тут смешиваем понятия адвентюрной игры и книги-игры.
Лучшие примеры того что такое книга-игра можно найти на сайте Димы Браславского (адрес не подскажу, не помню, но на то поисковики и существуют). В компьютерном воплощении я бы привел такие примеры книг-игр как «Secret Diary of Adrian Mole” и «Growings Pants of Adrian Mole” – обе фирмы Level 9.
Но это не адвентюры. И это даже не interactive fiction, потому что сам термин IF на самом деле не более чем другое название жанра adventure, принятый в виду того, что слишком многие стали путать адвентюры и квестовые под(д)елки фирм Sierra, LucasArt и иже с ними.
Неактивен
ААА... Так и знал, что Браславского упомянут. Тогда у нас разные понятия Интерактивной Литературы. Если под них определять только такие вот книги как у Браславского, то я с этим не согласен. Интерактивная литература - это когда ты можешь влиять на сюжет... и не важно что это - адвентюра или книга. Понятно, что некоторые игры вам просто по объёму текста не хочется называть литературой...
Неактивен
Согласен, что и интерактивных книгах существует возможность изменения сюжета читателем. Однако, изменения изменениям рознь. Есть просто переключатели, направляющие русло повествования в другое направление, к интерактивной книге это применительно. А могут быть и такие изменения, после которых становится непонятно, что хотел сказать автор, допуская возможность подобных действий, и что он хотел через это выразить.
И вообще разница между этими понятиями: интерактивная книга и адвентюра, изначально кроется в самих понятиях слов "КНИГА" и "ИГРА".
Неактивен
Если книга - это только Браславский(текстовый квести, млин:), то нам нужно подумать над переводом значения INTERACTIVE FICTION на русский. Если следовать тому, что сказано - то это не интерактивная литература.
Неактивен
А подумал я вот о чем:
Вот вы говорите - книга, игра, их отличия...
Я согласен, Книга обязывает к некоей линейности, связности повествования, и т.п. И вроде как Игра должна быть "поинтерактивней", простите за прилагательное.
А где границы интерактивности? (такой вопрос обсуждался в другой теме). В Книге Игрок ограничен Автором - это факт. Что написано пером... Слова не меняются, Игрок лишь выбирает то или иное действие, могущее сменить ход игры. А в Игре? Что если сама Игра будет строить сюжет, а?
Подобная концепция, приверженцем которой я являюсь, возможно, сможет решить проблему интерактивности. Модель TaleSpin (от кэрроловского Tail Spin) смогла бы сделать это, если ей помогут, вдохнув в нее новые идеи.
Неактивен
Если игра сама будет строить сюжет, то она может превратится в то, что, к примеру, мне категорически не нравится. А именно - может лишится или на определенном этапе потерять сюжетный стержень (хотя автор может в рамках сюжета предусмотреть много-много вариантов развития) и потихоньку сползти к тому, что я, вообще, терпеть не могу - к "подмене жизни". Игра должна оставаться игрой и не должна заменять человеку жизнь. Процесс - вещь хорошая, но если его растянуть, то получится мыльная опера.
Неактивен
Olegus, не согласен с тобой. Взгляни, пожалуйста, на концепцию TaleSpin, которую я предлагаю.
Неактивен
Неактивен
А чего вы собственно хотите от интеративной литературы? Чтобы сюжет самостоятельно "генерился" вашим компом в зависимости от действий героя? Как ни крути, а в конечном итоге все пока что сводиться к выбору читателем одной из авторских сюжетных линий.
Самодостаточный же мир относиться скорее к области во многом утопичных экспериментов. Живущие сами по себе персонажи и все такое... а в любой адвентюрной игре или в интерактивной книге есть в конечном итоге цель к которой игрок стремится.
Дворник, а кого кроме Браславского ты бы еще назвал?
Неактивен
К понятию интерактивной литературы я бы отнёс и Браславского, и текстовые квесты,и адвентюры - везде здесь можно влиять на сюжет.
Неактивен