Наткнулся на рассуждения американского писателя Джорджа Мартина (да-да, тот самый, который автор фэнтези-эпопеи «Песнь Льда и Огня») о фанфикшене, хочу поделиться. Фанфики, фан-арт, копирайты. Трезвые размышления на фоне резко отрицательного отношения к явлению.
http://7kingdoms.ru/2010/martin-rassuzh … nfikshene/
Если правда, что жизнь после смерти есть, то я вернусь мстительным духом и буду преследовать таких людей [авторов фанфиков] каждую ночь. (с)
Неактивен
Отличная заметка. Со многим не могу не согласиться.
--- чат-mode off ---
Не следует особо упирать на вопросы копирайта — это как бы само собой и тема отдельного холивара.
Самое интересное — это тема "героев как детей" и праве писателя на защиту своих историй от неожиданного развития:
Нет, ни за что, насиловать мою героиню нельзя, и мне насрать, насколько круто это бы смотрелось.
К тому же Мартин тактично не очень напирал на тот факт, что среди авторов фанфиков очень часто попадаются идиоты (или же просто недалёкие люди). Да, любящие и историю и героев, но — идиоты, которые воспринимают всё плоско и шаблонно.
Ну и недостаточно развита тема желающих увидеть историю в рамках своего мировоззрения (типа: "а давайте сделаем их геями") или вообще извращенцев.
Я очень люблю трилогию (+рассказ) "Планета смерти" Гарри Гаррисона, но я не могу читать продолжение, написанное Антом Скаландисом, — настолько всё тупо (ну по крайней мере первые книги — дальше не читал).
P.S.
Я обожаю Чужого и Чужих, но когда из первых рецензий на третий фильм стало известно, что кино начинается с убийства Ньют и этого, которого Майкл Бьен (Michael Biehn) играл, я был просто в шоке.
Полностью разделяю мнение. Я и сам считаю этот поворот сюжета предательством всех тех усилий, что приложили герои во второй части. И не нужно говорить, что "в жизни так и бывает", и что Мартин сам иногда очень неожиданно умерщвляет неплохих в общем-то персонажей…
Неактивен
Olegus t.Gl. написал:
Самое интересное — это тема "героев как детей" и праве писателя на защиту своих историй от неожиданного развития:
да, уж. после "танцев с драконами" самое время собирать пикет в защиту персонажей от авторов )) я так до сих пор в состоянии легкого отупения.
Неактивен
zerrr написал:
после "танцев с драконами" самое время собирать пикет в защиту персонажей от авторов )) я так до сих пор в состоянии легкого отупения.
В компанию к Мартину можно записывать также и Дугласа Адамса, пятую книгу "Автостопом по Галактике…" которого даже фанаты не любят упоминать. Конан Дойл тоже же пытался грохнуть Шерлока Холмса, но не вышло. А Алису Селезнёву, надо думать, спасло только то, что она — "девочка, с которой ничего не случится", а то бы уставший от неё Кир Булычёв тоже постарался как-нибудь чётко закончить этот цикл произведений.
Так что да, читатели тут — невинно пострадавшие, но вот это и есть в какой-то мере жизнь, а роль Творца или Провидения в данном случае всё же должна принадлежать автору.
Неактивен
Pirate написал:
до тех пор пока фанфик не выдаётся за работу самого автора- проблемы нет.
читатель предупреждён, что он читает поделие другого автора. со всеми вытекающими.
Ну вот Мартин привёл пример:
Нет, ни за что, насиловать мою героиню нельзя, и мне насрать, насколько круто это бы смотрелось.
Ты считаешь, что для создателя героини имеет значение, чьё имя будет стоять под подобным фанфиком?
Или вот, например, фанфик про Майкрофта и Лестрейда: "Неправильная сказка" (за ссылку спасибо Адженте). Думаешь сильно лучше, когда читатель знает, что это не Конан Дойл написал?
Не говоря уже о том, что вполне вероятна ситуация, когда люди знакомятся с творчеством автора уже после знакомства с фанфиками. В этом случае впечатление от оригинала может быть другим, и получается что автор фанфика вмешивается в задумку автора по выстроению сюжета и созданию атмосферы.
Неактивен
На самом деле это правда, читатели предупреждены, пишется рейтинг, пейринг, опять же гет, джен или слэш, агнст или романтика. Никто не заставляет читать вас то, что вам не нравится. Но фанфики нужны. Потому что люди любят мечтать и люди любят мечтать о разном. Ну хорошо, Мартину станет легче, если этот чувак изнасилует его героиню только в своём воображении не переводя это на бумагу? Если он просто об этом не узнает. А если он узнает все фантазии о своих героях разных людей, которые даже и фанфики никогда не писали и писать не будут? Что он сделает тогда? Люди, не воображайте это!!! Я не дам вам поступать с моими героями таким ужасным образом!!! Смешно.
Авторам приходится мириться с этим. А бедный Дюма, мушкетёров которого как только не экранизировали. Ну уж нет, каждому своя вселенная и своё понимание её. И ничего тут такого нет. Всех не заставишь воспринимать твоих героев и твоё произведение так, как хочешь ты. Хорошо, если три человека найдётся, кто поймёт её именно так, как ты написал и не будет придумывать ничего своего с ней связанного, разве что человеку история не понравилась или у него нет воображения.
Поэтому всё это считаю полным бредом. Автор выпустил произведение - большое ему спасибо, а уж как фанаты будут над сим произведением "извращаться" не его проблема. Он должен быть вообще благодарен, что эти фанаты у произведения есть.
Неактивен
бедный Дюма, мушкетёров которого как только не экранизировали
Насколько я помню, действует правило, что спустя 50 лет после смерти автора, с произведениями можно делать что угодно.
Неактивен
Ajenta написал:
Но фанфики нужны. Потому что люди любят мечтать и люди любят мечтать о разном. (...)
Поэтому всё это считаю полным бредом. Автор выпустил произведение - большое ему спасибо, а уж как фанаты будут над сим произведением "извращаться" не его проблема.
Искренне поддерживаю и подписываюсь под каждым словом. Мартин (которого я не считаю хорошим писателем, в отличие от, скажем, Сапковского) так и не смог внятно выразить свою мысль. В его статье 90% "воды". И еще: на мой взгляд, подло гонять фанатов дубиной копирайта. Фанфки пишутся теми, как правило, кого поразил оригинал. Т.е. автор выполнил задачу: сумел написать так, что в сердце после прочтения осталось лёгкое недомогание, словно лишился чего-то очень важного, словно закончилось дело всей жизни. Автор может гордится собой, если сумел так глубоко затронуть душу читателя. И чему удивляться, если оставшуюся после окончания романа пустоту читатель пытается заполнить выдуманным продолжением полюбившегося произведения (или даже чуть больше - мира[сеттинга])
Отредактировано Zeantar (23.04.2012 13:37)
Неактивен
Zeantar написал:
Мартин (которого я не считаю хорошим писателем, в отличие от, скажем, Сапковского) так и не смог внятно выразить свою мысль
Сэр большой авторитет по части фантастики. Сколько на вашем счету Хьюг и Небьюл? Может Аэлит со Странниками?
Неактивен
zerrr написал:
Сэр большой авторитет по части фантастики. Сколько на вашем счету Хьюг и Небьюл? Может Аэлит со Странниками?
Сэр имеет свою точку зрения. Как читатель.
Отредактировано Zeantar (18.05.2012 17:06)
Неактивен
Я поддерживаю Мартина! Тошно видеть фанатов, которые портят саму идею пережевыванием и повторением. А если учесть количество недоброкачественных пародий! Всех на одни рельсы - и переехать бронепоездом!
Неактивен
Мне думается, что популярные в народе фанфики по известным и проработанным вселенным начинают писать люди после прочтения очередного канонического тома, в котором измученный жадностью автор нагородит столь несусветное, что будь оно хоть трижды канон, возникает мысль - "афторштотыкурил?
Сериалы - экранизации это отдельная, как говорится, пестня... Зачастую вместо зашлифованных шероховатостей и великолепного мастерства актёров, мы видим толпу ряженых офисных клерков, причёсанных и накрашенных, когда по сюжету они должны быть растрёпаны и загримированы. Игра современных актёров один - оркестровый баян. Особенно, когда персонажа второго - третьего плана, по сюжету имеющего немалый чин, играет бездарный малоизвестный актёр.
Простой пример - В крепость приезжает Очень Важный Дядька с отрядом. Его встречает местный воевода с домочадцами и челядью. По сюжету ОВД и местный воевода - старинные приятели, но ОВД сильно главнее. ОВД шутит реально тупую шутку и (sic!) здоровается за руку с сыном(!) воеводы чуть-ли не обмочив штаны от благоговения. Ведь сыночка местного воеводы - сильно известный актёр.
Другой пример: Споймали вояки погранца - дезертира. Накрашеного, причёсанного. Спрашывают его: "что да как?" Тот им лепит ровным голосом про снежных призраков. Ни аффектации, ни кругов под глазами, ни ввалившихся щёк. Шмот только-что из прачечной. Голливудские ровные зубы. На морде лица - отнюдь не два класса церковно приходской. Верю! Это Типичный Средневековый Стражник.
Весь этот бутор - пять минут первой серии!
Да, автор любит своих детей. И хочет, чтоб они каждый день кушали.
Неактивен
kerber написал:
Мне думается, что популярные в народе фанфики по известным и проработанным вселенным начинают писать люди после прочтения очередного канонического тома, в котором измученный жадностью автор нагородит столь несусветное, что будь оно хоть трижды канон, возникает мысль - "афторштотыкурил?
Согласна. Часто одолеваемые жаждой денег писатели пишут даже когда не знают, что же написать. Бывает очень обидно купить книгу, которую несколько лет ждала, и закрыть через 10 страниц. Потом открыть, дочитать и закрыть без права повторного прочтения. Хотя есть и обратные примеры. Того же "Гарри Поттера" я, на моё счастье начала читать со второй книги, которая, как потом выяснилось, была интересней первой.
Еще несколько слов о Гарри и фанфиках по этим книгам: самая интересная и насыщенная книга - третья, до нее автор еще входила во вкус, после - писала из-за того, что прекращение серии ей бы не простили. Но что удивительно, как минимум треть тех фанфиков, которые я читала (а я придирчиво их выбирала, сразу исключив извращения), была по уровню как "Узник Азкабана" или интереснее. Было даже два фика, которые были интереснее всей серии вместе взятой!
Фанфик - это то, что появляется, когда остро не согласен с автором, или когда уже нет сил ждать продолжения. И еще, написание фанфика - это мощный толчок к развитию творчества, мышления и повышению грамотности. (Ведь сообщения об ошибках читать никто не хочет, поэтому перед публикацией и в процессе написания вспоминаешь всю школьную программу по русскому языку).
Что касается статьи, с которой началось обсуждение, то мне кажется автором движет глубокая обида и понимание, что кто-то может написать Его мир и Его героев лучше, чем Он сам.
Неактивен
Мартин вообще слаб в большой форме. А большие деньги водятся именно в большой форме. Прискорбно наблюдать как автор сатиричных и остроумных "Приключений Тафа" становится брюзжащим стариком-ремесленником, выпиливающим "качественный продукт" вместо произведений искусства.
Вообще, коммерческая многотомная англоязычная писанина весьма уныла.
Неактивен
kerber написал:
Мартин вообще слаб в большой форме. А большие деньги водятся именно в большой форме. Прискорбно наблюдать как автор сатиричных и остроумных "Приключений Тафа" становится брюзжащим стариком-ремесленником, выпиливающим "качественный продукт" вместо произведений искусства.
Вообще, коммерческая многотомная англоязычная писанина весьма уныла.
Разве я спорю? Мне не нравится творчество Мартина, что в больших, что в малых формах. Я считаю сериал "Игра престолов" дрянью! Я считаю, что Лафкрафт круче Берроуза, как писатель! Из длинных вещей я осилил почти всего Роберта Джордана - но и то, думаю, что столько томов - перебор!
Тем не менее - большинство фанфиков откровенно слабы. А редкие случаи, упомянутые уважаемой Кельтой и Аджентой означают только что талантливый человек пишет в чужом мире, вместо того, чтобы создавать свой.
Неактивен
Конкурс "Вжж: Бабочки" — это фанфик конкурса "Вжж". На мой взгляд, отличная иллюстрация того, как люди берутся за то, что может и любят, но с чем совершенно не умеют обращаться.
Неактивен
Olegus t.Gl. написал:
Конкурс "Вжж: Бабочки" — это фанфик конкурса "Вжж". На мой взгляд, отличная иллюстрация того, как люди берутся за то, что может и любят, но с чем совершенно не умеют обращаться.
"Вжж:Бабочки" это не конкурс, это дуэль. Путаницу внёс Корвин, дав весьма вольное название топику. А ты и рад повставлять шпильки. Фу таким быть по четвергам.
Отредактировано Серый Волк (16.05.2013 23:10)
Неактивен
Серый Волк написал:
"Вжж:Бабочки" это не конкурс, это дуэль. Путаницу внёс Корвин, дав весьма вольное название топику. А ты и рад повставлять шпильки. Фу таким быть по четвергам.
Вот поэтому я и говорю, что это отличная иллюстрация к обсуждению фанфиков, в частности — вот к этому мнению:
Kari написал:
Тошно видеть фанатов, которые портят саму идею пережевыванием и повторением. А если учесть количество недоброкачественных пародий! Всех на одни рельсы - и переехать бронепоездом!
Меня всегда расстраивает, когда "фанаты" губят хорошую идею, а то и реализацию бездарным исполнением.
Неактивен
Чем не фанфик?
Неактивен
Хм. Читал довольно много фанфиков, особенно по мотивам сериалов, которые значительно лучше первоисточника. Особенно понравились "Чужая жизнь", по "Евангелиону" и "ГП и основы рационального мышления".
Неактивен