Forum.iFiction.Ru

iFiction.Ru · ifHub · FAQ · IFWiki · QSP · URQ · INSTEAD · AXMA

форум об interactive fiction, текстовых приключенческих играх и всём таком...

Вы не зашли.

6    0    #1
09.12.2018 04:09

Татьяна
Участник (+45)
Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщений: 17

В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

"В поисках драматургии" #1

"КрШа: Новая история со старыми персонажами"
Авторы:Saint, Павел Боровик

Друзья, не вытерпела стоять в стороне и решила запустить пилотную серию проекта, который, надеюсь, будет полезен не только освещением игр с КРИЛ 2018, но и с точки зрения построения драматургии будущим авторам.

Почему?

Когда мы делали обзоры с Блиновым в 2016 году, я заметила, что в некоторых играх напрочь отсутствовала классическая драматургия, некоторые игры были похожи на "Slice of life" - повествование жизни без действий, некоторые не позволяли читателю представить мир героя и понять мотивы действий, но ведь вы писатели, а значит классику жанра структуры Аристотеля, арку развития персонажа, перепетии никто не отменял. Давайте отправимся на поиски драматургии вместе в мире интерактивной литературы.

Если вам это интересно, пишите, с удовольствием продолжу обзоры.
Буду рада комментариям, замечаниям и вашим пожеланиям.

С любовью, Таня

Отредактировано Татьяна (09.12.2018 04:15)

Неактивен

1    0    #2
09.12.2018 23:33

Zlobot
Участник (+206, -36)
Зарегистрирован: 28.09.2017
Сообщений: 112

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Татьяна, здравствуйте.

Поразила ваша доброжелательность. Вот игровые сценаристы они как правило не такие. Выносят человеку приговор, прочитав пару написанных им предложений, и приговор этот обжалованию не подлежит. У нас похоже народ хочет именно палачей профессионалов для авторов, а не добрых консультантов, что печально.

Самый известный русскоязычный игровой сценарист, это, конечно же, Мария Кочакова. Она пришла в мир игр с образованием сценариста (кино, сериалы). И это логично, потому, что игры с течением времени все больше похожи на кино, но интерактивное. Многое из того, что работает в кино, прекрасно работает и в играх.

Вы, как я понял, из мира кино. Раз так хочу кое что спросить. Я часто слушаю индустриальные подкасты и сложилось впечатление, что в мире видеоигр труд именно сценариста сильно отличается от работы классического писателя. В играх текст должен быть грамотным, лаконичным, функциональным и не заметным что ли, что бы глаз игрока за него вообще не цеплялся. Как одежда, которая сидит хорошо, когда ее вообще не замечаешь.

Видеоигры и кино это искусство медийное. Тут многое зависит от игры актеров, режиссера, работы оператора, актеров озвучания, композиторов, а труд сценариста, это скромный труд, который большинство не замечает. Даже если пьеса плоха, ее может вывезти режиссер, спасти хороший актер. И точно так же режиссеры и актеры могут загубить хороший сценарий. Сценарий, как и пьеса, в некотором роде суррогат. Для обывателя текст в видеоиграх и кино вторичен.

А в играх текстовых сам текст одно из главных выразительных средств. Могут быть иллюстрации, может быть звуковое сопровождение, но это не главное. И есть мнение, что игры тестовые ближе как раз таки к книгам, а не видеоиграм или кино.

Насколько сильно законы, работающие в кино и видеоиграх, отличаются в играх текстовых и отличаются ли вообще?

Текстовая игра должна быть самодостаточна, как и книга, в то время как сценарий заготовка для чего-то большего.

У нас часто упрекают авторов именно в том что их игра так и осталась суррогатом.   

На писателей у нас сейчас не учат вроде как - литературой на хлеб уже не заработать. Совсем другое дело кино.

Хотя бесспорно образование дает только базу, а дальше все зависит от самого человека. Просто хорошее образование прекрасно заменяло писателям самоучкам лет сто - двести назад литературный ВУЗ. Богатый жизненный опыт для литератора гораздо важнее.

В РИЛ я с 2016, но вопрос возник только сейчас. Дело в том, что на этом КРИЛ попалась игра в которой текст, звук и графика сплелись настолько, что если один компонент выкинуть, то все поблекнет. При все при том она ближе к литературе чем к игре.

Неактивен

3    0    #3
10.12.2018 01:06

Татьяна
Участник (+45)
Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщений: 17

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Zlobot написал:

Татьяна, здравствуйте.

Поразила ваша доброжелательность. Вот игровые сценаристы они как правило не такие. Выносят человеку приговор, прочитав пару написанных им предложений, и приговор этот обжалованию не подлежит. У нас похоже народ хочет именно палачей профессионалов для авторов, а не добрых консультантов, что печально.

Самый известный русскоязычный игровой сценарист, это, конечно же, Мария Кочакова. Она пришла в мир игр с образованием сценариста (кино, сериалы). И это логично, потому, что игры с течением времени все больше похожи на кино, но интерактивное. Многое из того, что работает в кино, прекрасно работает и в играх.

Вы, как я понял, из мира кино. Раз так хочу кое что спросить. Я часто слушаю индустриальные подкасты и сложилось впечатление, что в мире видеоигр труд именно сценариста сильно отличается от работы классического писателя. В играх текст должен быть грамотным, лаконичным, функциональным и не заметным что ли, что бы глаз игрока за него вообще не цеплялся. Как одежда, которая сидит хорошо, когда ее вообще не замечаешь.

Видеоигры и кино это искусство медийное. Тут многое зависит от игры актеров, режиссера, работы оператора, актеров озвучания, композиторов, а труд сценариста, это скромный труд, который большинство не замечает. Даже если пьеса плоха, ее может вывезти режиссер, спасти хороший актер. И точно так же режиссеры и актеры могут загубить хороший сценарий. Сценарий, как и пьеса, в некотором роде суррогат. Для обывателя текст в видеоиграх и кино вторичен.

А в играх текстовых сам текст одно из главных выразительных средств. Могут быть иллюстрации, может быть звуковое сопровождение, но это не главное. И есть мнение, что игры тестовые ближе как раз таки к книгам, а не видеоиграм или кино.

Насколько сильно законы, работающие в кино и видеоиграх, отличаются в играх текстовых и отличаются ли вообще?

Текстовая игра должна быть самодостаточна, как и книга, в то время как сценарий заготовка для чего-то большего.

У нас часто упрекают авторов именно в том что их игра так и осталась суррогатом.   

На писателей у нас сейчас не учат вроде как - литературой на хлеб уже не заработать. Совсем другое дело кино.

Хотя бесспорно образование дает только базу, а дальше все зависит от самого человека. Просто хорошее образование прекрасно заменяло писателям самоучкам лет сто - двести назад литературный ВУЗ. Богатый жизненный опыт для литератора гораздо важнее.

В РИЛ я с 2016, но вопрос возник только сейчас. Дело в том, что на этом КРИЛ попалась игра в которой текст, звук и графика сплелись настолько, что если один компонент выкинуть, то все поблекнет. При все при том она ближе к литературе чем к игре.

Zlobot, добрый день. Спасибо за вопрос. Действительно, существует различие между сценарием и художественным произведением. Наш мастер говорит, что литературное произведение подобно морю, можно плыть в любом направлении, в то время как кино-сценарий - бурная горная стремительная река - с четко заданным направлением движения, динамично развивающимся сюжетом. Мир интерактивной литературы - особенный мир, как и мир компьютерных игр  - развитие сюжета зависит от действий читателя/игрока.

И то и другое объединяет ДРАМАТУРГИЯ - это каноны которые должны сопровождать каждое произведение, игру, сценарий, чтобы увлечь за собой читателей, игроков. Согласитесь, нам же намного интересней и ярче жить, когда наши дни не похожи один на другой, когда что-то новое и неожиданное вторгается в наше привычное расписание, уклад жизни, когда есть горки эмоций - то радость, то печаль,  а не просто нейтральное будничное серое полотно. Так и в книгах, и в кино. Просто кино ограничено рамками времени показа, поэтому там свои правила скорости - важно вместить всю драматургию, раскрыть мир героя, дать возможность зрителю насладиться американскими эмоциональными горками - радуясь или переживая за гг, донести основную идею автора, раскрыть КОНФЛИКТ - это титан драматургии (без КОНФЛИКТА нет сюжета) и довести до развязки, иначе зритель будет не удовлетворен, не узнав зачем все это было, и чем же все закончилось. Все это за ограниченное время. В литературных произведениях все тоже самое, НО есть больше степеней свободы - автор может развивать и углубляться в линии второстепенных персонажей, предаваться своим мыслям, но не прекращать вести читателя за собой по законам драматургии, плывя в разные направления по морским пучинам книги. Интерактивная литература, на мой взгляд, тем и сложна, что ведя за собой читателя, выбирающего каждый шаг, рожденная выбором река сюжета должна быть четкой и ясной, тоже развиваясь по законам драматургии. Можно смотреть на аквариум и просто наслаждаться рыбками, но это будет не сюжет - просто красивая картинка, а можно обозначить героев и их противников-врагов в этом аквариуме, поставить цель герою, например добыть корм, пройдя сквозь полосу препятствий, сразиться с врагом, защитить мальков от опасности и вернуться победителем, тогда уже будет интересно следить за действиями в том же самом аквариуме, сюжет будет увлекать.

Важно, чтобы в произведении было представление героя - его привычный мир, в который однажды вторгается что-то или случается что-то, что герой не может уже оставаться безучастным, и это вынуждает его "отправиться за порог" - выйти в неизведанный для него мир, где начинаются разные приключения. Проходя сквозь них герой преображается, и мы это четко видим в заключении, где нам показывают какие изменения претерпел мир вокруг героя и сам герой. Но самое главное, вложить идею, задачу автора, что он этим произведением хочет сказать читателям - тогда книга оставит приятное послевкусие и может уже привести к развитию читателя, подтолкнув его на важные решения и изменения в жизни.

Как я уже писала выше, в любом произведение важен КОНФЛИКТ. Конфликты бывают внешние (их много разных видов) и внутренними (терзание Анны Карениной, например), о видах конфликтов можно прочитать целую лекцию, но главное помнить, что конфликт должен быть обязательно, иначе это будет просто приятный "Аквариум с рыбками". По большей части, КОНФЛИКТ - это противоборство интересов.   

Подводя итог, могу сказать, что если в вашей истории будут все необходимые элементы пазла, то такая история будет увлекать за собой многих. Конечно, можно и делать что-то авторское, но это всегда остается на любителей. Есть же авторское кино smile

П/С А вы знаете что уже есть интерактивные кино-сериалы?

Отредактировано Татьяна (10.12.2018 01:13)

Неактивен

2    0    #4
11.12.2018 13:28

Zlobot
Участник (+206, -36)
Зарегистрирован: 28.09.2017
Сообщений: 112

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Татьяна, спасибо. Про то, что есть снятые профессионалами интерактивные сериалы и кино вроде слышал, но не видел. Было дело натыкался на любительские работы, те же интерактивные YouTube фильмы, где в конце каждого ролика зритель может сделать выбор и повлиять на развитие истории. Комедия, мистика, ужасы. Ознакомился и забыл. Припоминаю что один из "Пунктов назначения" реализовывал идею интерактивного кино через появляющиеся меню, но играть в это было невозможно. Лимит времени, не самая лучшая техническая реализация и как следствие ничего не понятно. Плюс еще мелькала новость, что выходит сериал какой-то западный где люди смотрят эпизод и голосуют за вариант развития событий. Потом соответственно снимают следующую серию и зрители опять голосуют. Ну в этом надо непосредственно надо учствовать, а не смотреть постфактум.

Можете порекомендовать что-нибудь интересное из профессиональных работ на эту тематику?

Про ифню в контексте драматургии пока думаю. Нужно время что бы провести анализ ситуации.

По поводу обзоров, так пусть авторы просят их сделать на свою игру. Есть игры, которые понравились больше прочих, но не буду топить за них.  Это не совсем честно.

Неактивен

1    0    #5
13.12.2018 10:50

Татьяна
Участник (+45)
Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщений: 17

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Zlobot, к сожалению, порекомендовать ничего из такого рода фильмов не могу. Просто удивлена была, что они появились. Слышала про один, снятый на мобильный телефон за минимальный бюджет. А эта идея нам еще с Блиновым приходила много лет назад, когда он в "Поисках магии" написал, и вот она реализована в реальности - вот это зацепило.

Неактивен

2    2    #6
14.12.2018 15:02

Zlobot
Участник (+206, -36)
Зарегистрирован: 28.09.2017
Сообщений: 112

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Ну вот я подумал по поводу ифни и драматургии, постарался вспомнить все во что играл и проанализировать.

С чем в ифне плохо, так это с эволюцией персонажа и посылом, хотя нет-нет, да и выходит две-три игры в год, в которых есть весь обязательный набор.

Про эволюцию, точнее ее отсутствие. Ведь в кино, литературе, играх очень часто сам персонаж именно что не меняется, не то что по ходу действия, но и от книги к книге, от серии к серии, от игры к игре и за это мы его и любим. Реальность со всеми ее неприятными сюрпризами не может сломить его стойкого характера, задушить природную жизнерадостность (ненависть ко всему живому) и стремление творить добро (или зло). Оставаться собой, сохранить идеалы, быть верным принципам без губительного фанатизма тоже важно. Это тоже борьба. Сломается ли герой? Мы переживаем по этому поводу. Эволюции нет, а эффект есть. Так что эволюционируй или умри не всегда работает.

Особый случай когда книга, фильм, игра должна изменить по ходу действия не героя, нет, а читателя, зрителя, игрока. Книги такой трюк проделывают редко, кино почти никогда, а игры только пытаются, да и то редко. Дело в том, что такие произведения искусства относятся к потенциально опасной информации. Эта сфера жестко контролируется. Тут действует правило как бы чего не вышло. Если эффект заранее не известен, то надо ограничить или запретить.

Ну я уже плавно перешел к тому, что эволюция персонажа (читателя, зрителя, игрока) нужна что бы донести этот самый посыл. Эти два пункта сплелись. Мама без устали повторяла своему сыну Пете, что надо мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, но Петя не послушался и подцепил гепатит. Петя страдал, излечился, прозрел и понял, что был не прав. Петя эволюционировал. Теперь он сам несет свет несознательным.

Пример, приведенный выше, смешной, потому, что содержащийся там посыл не прописная истина. Все что мы можем это как кукушки без устали повторять в своих произведениях давно известные и одобренные системой и обществом посылы на разные лады. Это не то что бы бесполезно, но для автора не интересно.

Недавно была дискуссия по этому поводу и вот людям посыл не нужен вообще. Для них любое искусство давно несет только развлекательную функцию. В лучшем случае оно безвредная гомеопатия.

И в самом деле, кто мы такие? Можем ли мы чему-то научить взрослых людей, которые нашли себя, знают как заработать на жизнь, создали семьи, прошли огонь, воду и медные трубы? Зачем им этот самый посыл? Да и вообще сейчас, в обществе светском, да и не только, человек пытающийся изменить мир, работающий с этой целью на информационном поле, опасный безумец и только. В крайнем случае обыкновенный, наивный дурак.

Что бы писать на качественно новом уровне, поднимать проблемы, с которыми может столкнутся любой человек завтра, через год, через десять лет, надо иметь бурную биографию, как у великих литераторов прошлого. Но времена уже не те. Мало кто может позволить себе такое и уцелеть. Это самосожжение, самоуничтожение.

Само общество сопротивляется привнесению нового. Давайте вспомним старые манифесты Николая Дыбовского про игры, которые должны воспитывать и менять игрока. Что ему тогда сказали большие дяди с большими деньгами? Они сказали давно знакомую нам всем фразу: А вы можете предсказать последствия? Вы готовы отвечать за них?

И так всегда. Новатор должен взойти на эшафот рискуя если не жизнью, то как минимум благополучием своим и своих близких. Готовы ли современные авторы рискнуть всем этим? Могут ли они отличить добро от зла, предсказать последствия?

Поэтому есть мнение, что значение искусства в жизни социума упало до предельно низкой отметки. Кто мы? Мы индустрия развлечений и только. Человек ищет удовольствия, а не истины. Так дайте ему то что он хочет, а не рыбий жир.

И при всем при том нельзя не поговорить о драматическом искусстве, как о зле. С одним в искусстве борются (новые формы, злободневные темы), а с другим, злом реальным - нет. Если кратко, то я о антигероях и торжестве неистребимого зла. Антигерои как никогда популярны. Зрителям, читателям, игрокам они ближе и понятней. Бэтмен плоский дурак, а Джокер интересен, многогранен и многим близок своим мировоззрением. Мало кто любит Гарри Поттера, мало кто хочет быть на него похожим, зато многие читатели болели за Воландеморта, симпатизировали учителю зельеварения (слишком много переводов, не буду писать имя, но вы меня поняли), даже Драко Малфою. А самая популярная и хайповая тема сейчас, это некий злодей или некая аморфная сила, которая одним щелчком пальцев уничтожает рандомно половину населения земли (галактики). И это неизбежно воспринимается как необходимое благо для человечества. Танос он не злодей, он герой, которого оклеветали, которого не поняли. Или давайте вспомним серию Mass Effect, там тот же посыл. Вас не напрягают такие посылы? Точнее то, как восторженно их принимает общество? И вот это можно. Забавно, не так ли? Ну это объясняет появление и восход к власти многих жутких исторических фигур.

Теперь про неистребимость зла. В искусстве драматическом есть серьезный изъян. Драматург, это маленький дьяволенок, главная задача которого изобретать не столько методы борьбы со злом, сколько само зло. Должен быть конфликт, значит должны разрушатся счастливые семьи, умирать и страдать хорошие люди, рушится любимые миры. Понимаете, герои появляются и исчезают, сами становятся злом, а зло, оно не заменимо. Оно столь необходимо что без него не обойтись. И зло всегда, рано или поздно, побеждает. И что думает зритель, читатель, игрок? Правильно. Он думает, что быть злом выгодно, что у него самого со злом гораздо больше общего чем с добром и более того он начинает понимать, что зло это добро, в то время как истинное зло выдает себя за добро. Все это приходит на подсознательном уровне. Что бы было интересно будут развязывать войны, унижать, мучить и заставлять душевно страдать, будут разрушать и портить все вокруг включая и сами себя. Может это и есть та самая страшная деструктивная сила сокрытая в человеке?   

Хотя не все так плохо. Недавно посмотрел "Ральф против интернета" и ведь хороший мультик для всей семьи, с посылом для кого-то банальным (хорошо если так), а для кого-то жизненно необходимым (откровение). Может он изменит жизнь некоторых людей к лучшему, спасет их от проблем поджидающих в будущем.

Мы живем в мире, где произведениям искусства запрещено заглядывать в будущее. Можно только констатировать факт. "Хищные вещи века" пришлось ждать 40, скорее даже 50 лет (в 90-е людям было не до книг). Это очень плохо. Книга не потеряла своей актуальности, но она просто констатирует факт, идеально ложится на теперешнюю реальность. Беда уже случилась, мы стали жертвой, совершили ту же ошибку что и другие, опередившие нас. А ведь могла помочь предотвратить зло или хотя бы подготовить к нему. И при этом я не утверждаю, что выйдя она в далекие 60-е была бы понятой. Русскость она вообще любит повторять, что вот когда жареный петух клюнет, тогда и разбираться будем. Живем одним днем и если выгодно совершать чужие ошибки, приносящие блага мне и зло другим, то почему не воспользоваться готовой, проверенной бизнес схемой. На наш век хватит. Не я, так меня. Человек человеку волк. Какие там еще есть посылы у русского народа?

Вот такое вот хаотичное, безумное, субъективное и возможно идеологически вредное рассуждение дилетанта на эту тему.

Неактивен

3    0    #7
15.12.2018 09:48

Lexx Svargov
Участник (+45, -32)
Зарегистрирован: 05.01.2018
Сообщений: 17

Re: В поисках драматургии в мире интерактивной литературы

Zlobot написал:

Русскость она вообще любит повторять, что вот когда жареный петух клюнет, тогда и разбираться будем. Живем одним днем и если выгодно совершать чужие ошибки, приносящие блага мне и зло другим, то почему не воспользоваться готовой, проверенной бизнес схемой. На наш век хватит. Не я, так меня. Человек человеку волк. Какие там еще есть посылы у русского народа?

Ай, молодца! Явление очередного образованного народоведа. Ну, послать морального урода в пешее путешествие это тоже посыл русского народа wink

Zlobot написал:

людям посыл не нужен вообще... общество сопротивляется привнесению нового... торжество неистребимого зла...

Вы так трогательно описали какая моральная помойка вокруг вас что вас даже жалко... Есть еще один посыл - пожалеть убогого.

Zlobot написал:

Драматург, это маленький дьяволенок...

это вообще прелестно: вообще все замечательно, но драматург для развлечения изобретает зло и вбрасывает его в Общество! "демонический смех".

Zlobot написал:

Мы живем в мире, где произведениям искусства запрещено заглядывать в будущее

Я даже не знаю как этот бред откомментировать. Кто вам лично помешал заглядывать в будущее? Может дело в другом - в завтрашний день, не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать (с)

Неактивен

Powered by PunBB
© copyright 2001–2024 iFiction.Ru